Командная и рыночная экономика

Такие продукты как хлеб, мясо, одежда, жилье, производятся и продаются сегодня практически в любой стране мира. Производственные методы и ресурсы, используемые для создания данных продуктов, очень схожи в разных странах – хлеб, например, печет булочник, используя для этого муку и воду, а часто также соль, сахар, и дрожжи. Когда хлеб вынут из печи, буханки продаются потребителям в магазинах, которые могут быть очень похожи друг на друга, хотя бы внешне, в странах с различными экономическими системами.

Командные решения по поводу одежды

Несмотря на это очевидное сходство, если мы сравним рыночную экономику стран Северной Америки, Западной Европы и Японии с командной экономикой бывшего Советского Союза, стран Восточной Европы и некоторых стран Азии на протяжении прошедших десятков лет, то увидим , как резко различаются между собой процессы, используемые для определения того, какая продукция должна быть произведена, каким образом, какова должна быть ее цена и кто станет ее потребителем.

Чтобы более наглядно увидеть эти различия, рассмотрим процесс принятие решений о производстве и сбыте какого-то одного вида продукции – скажем, рубашек и блузок – в условиях этих двух экономических систем.

В командной экономике правительственные комитеты по экономическому планированию, эксперты по вопросам производства и политические должностные лица устанавливают уровни производства для этих товаров и определяют фабрики, которые будут их выпускать.

Центральные планирующие органы также устанавливают цены на рубашки и блузки и заработные платы производящим их рабочим. Этот комплекс централизованных решений определяет количество, разнообразие и цены на предметы одежды и на другие продукты.

Нетрудно предвидеть, что этот ограниченный выбор товаров быстро распродается и исчезает с прилавков. Почему? Потому что либо фабрики не смогли выполнить установленную для них производственную норму, либо центральные плановые органы недооценили, какое количество рубашек люди захотят купить по установленной ими цене. Если плановики не примут меры для увеличения производства или повышения цен, или того и иного вместе, дефицит товаров не исчезнет.

По мере роста населения в странах с командной экономикой, а также увеличения числа новых продуктов и их усложнения, центральным плановым органам уже  труднее избежать дефицита многих продуктов, в которых так нуждаются потребители, или избытка тех продуктов, которых они не хотят.

Растет число продуктов и потребителей, изменяются производственные технологий, и центральные планирующие органы оказываются перед необходимостью принимать огромное количество решений, а вместе с тем увеличивается вероятность того, что в ряде мест что-то может не сработать, ставя под угрозу выполнение установленного плана национальной экономики.

Такое явление невозможно в условиях рыночной экономики, поскольку эта система функционирует другим способом и иными принципами.

Начнем с того, что не существует министерства, решающего, какое количество рубашек и блузок должно быть произведено и какого они должны быть цвета и фасона.

При рыночной экономике любой человек или компания может принять решение о производстве и продаже рубашек, и многие так и поступят, если посчитают что могут продать эту продукцию по цене, достаточно высокой чтобы покрыть производственные расходы, и заработать на этом виде одежды больше, чем на чем-то другом.

Это ведет к прямой конкуренций между разными фирмами, производящими и продающими данную продукцию, а конкуренция и является одной из основных причин разнообразия фасонов, материалов и типов ткани одежды, дающих потребителю в условиях рыночной экономики возможность большого выбора.

Конечно, если потребители решат покупать, лишь один вид рубашек периодически повторяя это, производители очень скоро поймут, что нет никакой необходимости производить другой тип продукций. Однако в условиях, когда потребителям предоставляется возможность выбора из большого разнообразия одежды, такое не происходит.

Цена продукции в условиях рыночной экономики

Другой ключевой момент, характерный для рыночной экономики, заключается в том, что цены на рубашки и другие продукты, продаваемые в магазинах, не устанавливаются плановыми органами.

Каждый продавец может повышать или понижать цены в соответствии с изменяющимися рыночными условиями. Например, если в какой-то момент один вид рубашек начинает пользоваться большим спросом и продавцы боятся, что эти рубашки будут раскуплены до того, как они смогут пополнить свой запасы, цена на такой вид рубашек будет повышаться, пока не придет новая партия данного товара. Повышение цены способствует достижению двух целей: во-первых, если этот вид рубашек станет дороже других видов, некоторые потребители предпочтут покупать их в меньшем количестве и в большем количестве другие товары.

Во-вторых, поскольку доход от более высоких цен идет напрямую тем, кто продает и производит рубашки, а не правительству, более высокие цены увеличивают доход фирм, осуществляющих производство и продажу этих рубашек, и позволяет им производить и продавать большее количество товара.

Фирмы, выпускающие другие виды продукций, также видят, что производители рубашек получают более высокие прибыли, и это стимулирует эти фирмы прекратить производство чего-то другого и начать производить рубашки, пользующиеся большим спросом.

Все эти факторы-потребители, покупающие меньшее количество рубашек, производители, производящие их в большем количестве, и другие фирмы, решившие начать производство этих рубашек — способствуют тому, что дефицит в скором времени будет преодолен.

Заметьте, что принятие всех этих решений происходит без участия центральных плановых органов. На самом деле, процесс происходит быстрее, или даже автоматически, именно потому, что решения потребителя и производителя децентрализованы.

Рынки

Более высокие цены на рубашки стимулирует покупателя и производителя реагировать, таким образом, ибо им нужно пожинать плоды собственных решений, одновременно беря на себя связанные с этим расходы и риск. Например, потребители, согласные платить более высокую цену, могут получить столь желанный товар, но они должны на это больше денег и, значит, отказаться от других товаров и услуг.

На другой, производственной стороне рынке фирмы, производящие ходовые рубашки, могут продавать их по конкурентоспособной и получать прибыли. Но производители, производящие не пользующиеся  спросом товары и затрачивающие слишком много средств на это, понесут убытки.

С течением времени они должны научиться производить продукцию эффективно и быть конкурентоспособными – то есть выпускать продукцию, пользующуюся спросом по конкурентоспособной цене, — или их проглотят акулы бизнеса. Вот, вкратце, так действуют экономические стимулы в рыночной экономике.

Тот же самый основной процесс действует во многих других типах рынков – в буквальном смысле, всюду, где любая цена может подниматься и падать, включая цены на труд, которым заняты люди, на продукты питания, на деньги, которые они сберегают или, наоборот, берут взаймы у банков.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *
Имя *
Email *
Сайт
Ваш комментарий
;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: